логотип Чухломской усадьбы
Строительство деревянных домов из бруса и бревна

Отходничество в Чухломе: от Петровских времен и до наших дней.

тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16
дома из бруса и бревна
violettaru@gmail.com


Главная> Изба-читальня, стр.1> Изба-читальня, стр.2> Чухломские отходники>

Чухломские отходники

Отходничество на Руси существовало еще с феодальных времен и в период начала становления капитализма. С конца 17 века крестьяне покидали свои дома в деревне и уходили на заработки в города, где начинала развиваться промышленность. Во второй половине 19 века, когда была проведена Крестьянская реформа 1861-го года, число крестьян-отходников резко увеличилось. Происходило резкое обезземеливание крестьян, увеличивался рост новых, рыночных капиталистических отношений, происходило активное разделение труда и народ, особенно мужское его население, тянулся из дальних деревень, с обжитых мест, в крупные города на заработки.

Чухломские отходники

Древний и тихий город Чухлома в Костромской глубинке тоже коснулся этот феномен отхожего промысла. Мастера-плотники с незапамятных времен отправлялись из Чухломы на работу в столичный Питер или Москву. Традиции отходничества были заложены еще при правлении императора Петра 1, когда застраивался новый город Санкт-Петербург и стройка требовала активного притока рабочей силы. Ее значительное пополнение происходило за счет крестьян костромской губернии, в том числе и специалистами по работе с деревом из чухломского уезда, которые испокон веков славились плотницким мастерством. Плотники из костромской губернии образовывали артели и массово покидали в летний строительный сезон обжитые места, оставляя дома «на хозяйстве» женщин и стариков.

Чухломские отходники

История сохранила имена отходников, которые весьма преуспели в своем деле. Одним из них был житель д. Починок Галичского уезда (ныне Чухломского района) Всеволод Иванович Яковлев, который родился в 1884 году в крестьянской семье и с 12 лет ездил с отцом на заработки в Санкт-Петербург. Работая в подмастерьях, он проявил свои способности по отделке залов Адмиралтейства. Его способности и исполнительность заприметил архитектор А.Хренов и назначил помощником по контролю за исполнением работ. Одновременно способный молодой человек поступил учиться в Рисовальную школу Императорского общества Поощрения художеств. По окончании школы В.И. Яковлев, сын крестьянина-отходника, занимался копированием фресок в Софийском соборе, а после революции 17 года был назначен главным хранителем Царскосельского и Павловского парков, одновременно занимаясь организацией музейного дела. В дальнейшем бывший отходник-крестьянин становится преподавателем в училище им. Мухиной в Ленинграде, Академии искусств, а после войны создает памятники, которые установлены в Ленинграде: Чернышевскому, Грибоедову, Пушкину…

В целом, отходничество имело положительное влияние на жизнь крестьян из глубинки. Пожив далеко за пределами своей деревеньки, крестьянин-отходник менял жизнь своей семьи, своего окружения. Они касались всего: крестьянин-отходник вел более трезвый образ жизни, насмотревшись на «городскую моду», привносил изменения в быт и устройство своего дома, даже в чем-то ломал застывшие традиции быта глубинки. Чухломские отходники

В свой дом отходники-крестьяне везли с заработков из города диковинные для деревни предметы быта: самовары, граммофоны, лампы-керосинки, предметы мебели. Да и одевался отходник иначе, чем крестьяне-земляки, его вид был более «городской», одежда более дорогой. Уровень грамотности и культуры у крестьянина, занимавшегося отхожим промыслом, был выше, чем у его земляков, занимавшихся только сельским хозяйством и никуда не выезжавшим. Для девушек из глубинки выйти замуж за парня-отходника считалось большой удачей. Связывая узы с таким мужчиной, она даже повышала свой социальный статус.

В советское время традиции отхожего промысла в Чухломе почти угасли. В районе, как и во всей стране, кипела жизнь. Открывались новые колхозы и совхозы на селе, крестьяне поголовно были привлечены к работе в пределах своего места жительства, своей деревни или села. В самой Чухломе работало несколько производств, лесопромышленных предприятий, все население района было занято и трудоустроено, некому было подаваться на заработки в большие города, в столицы, только молодежь ехала на учебу в Кострому, Москву, Ленинград. Некоторые оставались в больших городах, некоторым было больше по душе жизнь в маленькой и провинциальной Чухломе и они возвращались назад.

Чухломские отходники

Когда наступили новые времена и наша страна встала на капиталистический путь развития, сельскохозяйственные и производственно-промышленные предприятия стали резко приходить в упадок. Как и по всей стране, все продавалось и приватизировалось. Никаких новых крупных предприятий в районе не создано, а старые разрушены. С начала 90-х в Чухломе и районе активно начало развиваться предпринимательство, основанное на лесозаготовке, переработке и реализации древесины и изделий из нее и торговля товарами народного потребления внутри района. Чухломские отходники

Интересный феномен представляет собой возрождение отхожего промысла на территории Чухломского района. Спустя десятки лет и через несколько поколений у чухломского мужика как будто проснулась социальная память имперских времен и вот уже два десятка лет плотники из глубинки строят в горячий весенне-летний сезон на загородных участках Москвы и Подмосковья срубы домов и бань. Как и в старину их предки основывали артели для работы в столичном Питере, сейчас образуются бригады плотников для работы за пределами области, которые владеют уникальными для наших времен навыками мастерства работы с деревом. Все, что умели их предки, что бережно передавалось из поколение в поколение от отца к сыну, современные отходники применяют на работах в столице. Только сейчас они работают не в Петербурге, а большей частью по Москве и Подмосковью. Как и сотни лет назад, чухломские плотники рубят срубы способом ручной рубки, виртуозно владея главным своим инструментом – топором. Как и в древности, рубят избы-пятистенки и в чашу, и в лапу чухломские мастера.

Чухломские отходники

Однако новые времена привносят и новые изменения в традиции деревянного зодчества. Наряду со старинными инструментами, например, скобелем и теслом, уже используют при необходимости современный электро- и бензоинструмент: рубанки, пилы, шлифовальные машинки и т.д. самых известных иностранных фирм. Да и запросы у заказчиков из столицы очень высоки и заставляют мастеров из глубинки подстраиваться под требования горожан. Вот так и вырастают на загородных участках москвичей роскошные барские усадьбы, замысловатые терема и избы «под старину»…


Плотники из "Чухломской усадьбы" рубят срубы домов и срубы бань из бревна и бруса.



Интересные статьи о строительстве деревянных домов:

7 шагов, которые нужно сделать, чтобы построить свой дом с компанией «Чухломская усадьба».
Ваша «дорожная карта» строительства будущего деревянного дома.

Ваши вопросы - наши ответы.

Решили строиться с этой компанией, потому что доверяете рекламе на ТВ?
Почему нельзя доверять некоторым строительным компаниям.

Лесной терем - памятник деревянного зодчества русской архитектуры XIX века.

К истокам... Русская изба.

Для строительства деревянного дома нужны умелые и опытные плотники.

Как построить дом во время кризиса?

Построить деревянный дом: какой выбрать – дом из бруса или дом из бревна?

Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого.




Яндекс.Метрика Protected by Copyscape Online Copyright Search