логотип Чухломской усадьбы
Строительство деревянных домов из бруса и бревна

Деревянные терема в русском стиле архитектора И.П. Ропета.

тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16
дома из бруса и бревна
violettaru@gmail.com


Главная> Изба-читальня, стр.1> Деревянные терема в русском стиле архитектора И.П. Ропета>
русский архитектор И.П.Ропет

Лесной Терем в Осташево под Костромой.

лесной Терем под Костромой

Где-то далеко в лесной глубинке, на лесной опушке, стоит сказочной красоты терем-теремок: с высокой башенкой, возвышающейся над округой, с резными окнами и колоннами на крылечке, с ризалитом на фасаде и эркером-многогранником. Чудный Терем, окруженный густым лесом из сосен и елей, как будто специально спрятался от людей в глуши Костромской области, чтоб пережив все непростые события 20-го века и чуть не погибнув от забвения, вновь возродиться в 21 столетии.

деревянный Терем в Осташево

Что же это за волшебный Терем? Кто его построил и зачем? Как он оказался в лесной глуши, почему не украшает собой улицу какого-нибудь города? Такие вопросы сразу возникают у тех, кто ничего не знает про историю этого удивительного деревянного дома.

А дивный Терем этот построил на рубеже 19 и 20 веков крестьянин родом из Костромской губернии, Чухломского уезда, деревни Осташево Мартьян Сазонов. «Как так? – удивится кто-то. – Простой крестьянин из деревни мог построить себе вот такой деревянный дворец?». Кажется, не всё мы знаем об истории дореволюционной России. Признайтесь, ведь большинству из нас прошлое Российской Империи кажется каким-то темным, с тяжелой жизнью простого народа, который не разгибая спины, возделывал землю, добывая в поту свой хлеб насущный…

Хозяин лесного Терема – выходец из государственных крестьян.

Мартьян Сазонов в окружении семьи и родственников на фоне построенного им терема

Мартьян Сазонов был из принадлежащих государству крестьян. В юные годы он подправил свой паспорт и отправился с земляками на заработки в Санкт-Петербург. В Чухломском уезде это было традицией, когда местные мужики ежегодно отправлялись на заработки в северную столицу, на строительство деревянных домов. Чухломские отходники на заработках в Питере имели больший доход, чем у себя на малой Родине. Поэтому их семьи считались зажиточными, имея прибыль не только от земли, кормившей их, но и получая регулярные денежные переводы и посылки из Северной Пальмиры.

Крестьянин М.Сазонов со временем, из простого плотника, благодаря своему упорному труду и предприимчивости, стал состоятельным человеком в Питере, разбогатев на строительных подрядах.

деревянный Терем в Осташево, 19 век

Когда Мартьяну Сазонову исполнилось 52 года, скончалась его первая жена. Через какое-то время он женился на молодой 20-летней дочке дьячка из местной церкви. Деревянный Терем в Осташево был построен бывшим крестьянином для молодой жены Елизаветы Алексеевны Добровольской (в девичестве).

Женитьба во второй раз и начало строительства великолепного Терема пришлось на 1894 год.

История этого необычного деревянного дома перешагнула из 19 века в век 21. Сказочный Терем пережил своих хозяев. Мартьян Сазонов скончался в 1914 году в 72 года, так и не нажив общих детей с молодой женой. По слухам, она еще до 1917 года покинула Терем. В доме М.Сазонова после революции разместили правление колхоза, администрацию сельсовета, избу-читальню, медпункт, почтовое отделение. деревянный Терем в Осташево сегодня По воспоминаниям очевидцев, вдова М.Сазонова так и не вышла больше замуж, оставаясь бездетной, проживала в семье брата, а умерла уже после войны в доме инвалидов. В 1974-1975 году все государственные организации покинули деревянный дом бывшего крестьянина-предпринимателя. Терем опустел и начал медленно ветшать и дряхлеть, никому не нужный. Деревня Осташево становилась безлюдной: кто-то из ее жителей уехал в город, а старики умерли. Так бы и отжил свое этот великолепный деревянный Терем, забытый всеми, если б не энтузиасты, однажды взявшиеся восстанавливать дом М.Сазонова, но кто эти люди – отдельный рассказ.

В заключение к истории Терема нужно сказать, что он восстановлен, работы по нему продолжаются, теперь это здание – культурно-исторический и туристический центр областного значения.

Лесной Терем – проект русского архитектора И.П. Ропета.

деревянный Терем в Осташево в зимнем снегу ночью

Деревянный Терем в лесной глубинке – единственный памятник деревянного зодчества в своем роде, сохранившийся до наших времен. А уникальность его заключается в том, что этот экземпляр деревянной архитектуры был спроектирован И.П. Ропетом. Иван Павлович Ропет - основоположник т.н. «русского стиля» в деревянной архитектуре второй половины 19 века.

деревянный Терем в Осташево на фоне звездного неба

По одной из версий, подрядчик М.Сазонов и архитектор И.П.Ропет пересеклись на каком-то строительном объекте в Санк-Петербурге, на исполнении одного из ропетовских проектов. Видимо, бывший крестьянин, вдохновленный красотой ропетовских шедевров, где-то в глубине души затаил мечту в будущем построить для себя лично один из теремов по проекту известного архитектора.

Мечта М.Сазонова, выходца из Костромской глубинки, сбылась. Терем по проекту И.П. Ропета был построен и сохранился до наших дней. А личность автора архитектурного проекта Терема и его творчество до сих пор вызывают неподдельный интерес у жителей 21-го века.

Жизнь и творчество Ивана Павловича Ропета.

Иван Павлович Ропет

Иван Павлович Ропет (1845 – 1908) – один из основателей т.н. «русского стиля», создатель неповторимой манеры в архитектуре, по которой он узнаваем на всех работах и эскизах и которые не оставляют никого равнодушными больше века спустя.

Родился будущий архитектор в семье мастера Петергофской бумажной фабрики. Он рано осиротел и воспитывался дядей. Настоящая фамилия Ивана Павловича вполне обычная – Петров. Ропет – это псевдоним, анаграмма от «Петров», которую еще в молодости придумал себе выдумщик и фантазер, будущий основатель «русского стиля» в архитектуре. Стремление к красоте и яркости было свойственна Ропету всю жизнь.

журнал Мотивы русской архитектуры

Иван Павлович Петров-Ропет увлекался историей, средневековым русским зодчеством, любил фольклор. Еще будучи студентом Академии художеств, принял самое активное участие в основании журнала «Мотивы русской архитектуры», в котором печатались его работы: эскизы и проекты загородных домов, архитектурные проекты для международных выставок, образцы различных павильонов, служебных зданий и все в неповторимой отделке деталями и резным кружевом в присущем только для Ропета стиле, который был узнаваемым и прозванным «ропетовщиной». Использование в проектах крестьянских, допетровских мотивов по тем временам было ново и смело и у некоторых вызывало иронию, потому что было непривычно. У общества того времени уже были выработаны стереотипы по восприятию красоты в западноевропейском стиле, привитом высшему обществу еще Петром I.

В солидном журнале Петербургского общества архитекторов «Зодчий», заметив творчество начинающего архитектора, немного снисходительно писали: «Чем чаще мы смотрим на подобные работы, тем более и более убеждаемся, что разработка мотивов древнего, допетровского русского искусства дает нам полное право видеть в них несомненные признаки «русского стиля», потому что произведения эти дышат такою самобытной оригинальностью, что прежняя улыбка сомнения при произнесении слов «в русском стиле» должна исчезнуть сама собою…»

Всемирная выставка в Париже в 1878 году, принесшая международную славу.

проект Всемирной выставки в Париже в 1878 году главный фасад Русского отдела Всемирной выставки в Париже, иллюстрация из журнала Мотивы русской архитектуры

В 1878 году И.П. Ропет принял участие во Всемирной выставке в Париже. В качестве выставочного экспоната им был представлен деревянный русский теремной дворец 17 века. Кроме Терема были еще представлены «Буфет русского отдела» и «Русская изба». Русский отдел Всемирной выставки стал самым посещаемым – это отметила вся французская пресса. Деревянный Терем с кружевной резьбой приводил в восторг посетителей выставки, вызывал восхищение, потому что такого еще никогда не видели. Благодаря этой выставке, Россия предстала во всей красе с ее неповторимыми экспонатами, которые ни в чем не копировали образцы европейской архитектуры, а были полностью самобытны и уникальны.

Проект выставочного деревянного Терема сохранился только в эскизах, на картинках. Но, даже глядя на иллюстрации, можно представить, как он выглядел в реальности. У современников есть возможность уловить мотивы этого шедевра, подметив неповторимый почерк автора, посмотрев на сохранившийся лесной Терем под Костромой - разноуровневый и ассиметричный в планировке, но абсолютно гармоничный в целостности и законченности образа.

главный фасад Русского отдела Всемирной выставки, иллюстрация из журнала МОТИВЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ из 19 века

Работы И.П.Ропета на других зарубежных и российских выставках.

Русский павильон на выставке в Чикаго в 1893 году, спроектированный И.П.Ропетом

После выставки в Париже И.П. Ропет стал знаменитым архитектором, неизменным участником будущих выставочных мероприятий, потому что его выставочные терема помогали укреплять престиж Российской державы за рубежом.

эскизный проект деревянного терема И.П. Ропета

В 1888 году творение Ропета украсило Международную выставку в Копенгагене. В 1893 году он проектировал Строительный павильон Русского отдела на Всемирной выставке в Чикаго. По эскизу, сделанному еще в 1875 году, с мотивами русской архитектуры познакомились даже в загадочной и далекой Японии, где было построено здание русского посольства в Токио.

В 1896 году Ропет работал для знаменитой Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, инициатива по созданию которой исходила от самого императора Александра III и его правительства. Всемирно известный архитектор создал фасады и планы павильона Садоводства и Сельского хозяйства.

Сохранившиеся до нашего времени здания по проектам Ропета.

Народный дом в Барнауле по проекту И.П.Ропета, дореволюционное фото

Кроме сохранившегося деревянного Терема в лесной глуши под Костромой, на память от Ропета нам осталось еще два строения: проект каменного Народного дома в Барнауле – ныне Государственная филармония Алтайского края и Баня-теремок, как будто декорация из русской сказки, построенная по заказу промышленника и мецената С.Мамонтова в Абрамцево под Москвой.

Народный дом в Барнауле по проекту И.П.Ропета, современное фото

Иван Павлович Ропет был человеком широкой души, потому что некоторые свои проекты, в том числе и здание Народного дома в Барнауле делал бесплатно, в дар. Этот шедевр творчества известного архитектора, как и большинство его проектов, был выполнен в русском стиле: украшен точеными и изысканными узорами и декорациями в виде колонок, кокошников и наличников. Современники провели реконструкцию филармонии, сохранив первоначальную архитектуру здания, сохранив стиль его автора.

терем-баня в Абрамцево по проекту Ип.П.Ропета красивое резное крыльцо терема-бани в Абрамцево

Причудливая Баня-терем в Абрамцево по проекту Ропета была построена в 1877-78гг. и первоначально использовалась хозяевами по прямому назначению. В дальнейшем перешла в разряд гостевого домика. После того, как Абрамцево превратилось в государственный музей-заповедник, затейливая Баня-терем стала одним из экспонатов под открытым небом, в котором представлены мебель и предметы быта времен конца 19-го и начала 20-го века, экспонаты изделий абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Иллюстрации работ И.П.Ропета в воссозданном журнале 19-го века «Мотивы русской архитектуры».

Цветной, иллюстрированный журнал «Мотивы русской архитектуры» издавался в России в 1873-1880гг. В нем публиковались эскизы и проекты жилых и загородных домов, общественных зданий, мебели, декора, которые создавались последователями русского стиля в архитектуре второй половины 19 века. В издании журнала принимал самое активное участие И.П.Ропет, еще со студенческих времен размещая в нем свои идеи загородных деревянных домов и не только.

На страницах воссозданного в 21 веке журнала можно рассматривать, изучать великолепные иллюстрации и затейливых загородных теремов, и самобытных экспонатов международных выставок с детальными рисунками декора, и живописных павильонов (по-современному киосков) по продаже газет, табака, чая и пр. мелочи, и причудливых, словно из сказки, бань, и эскизы декораций ко всем творениям в виде наличников, карнизов, дверей, скамеек и всего остального убранства помещений в русском стиле.

Страницы из журнала "Мотивы русской архитектуры", переизданного в наше время:
загородный дом по проекту Ропета, стр. 58 из журнала МОТИВЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ загородный дом по проекту Ропета, стр. 59 из журнала МОТИВЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ эскиз наличника для окна, карниза, двери и печки по проекту Ропета эскиз люстры по проекту Ропета рама для зеркала по эскизу Ропета для журнала МОТИВЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ рама для зеркала и полочка по эскизу И.П. Ропета для журнала МОТИВЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Ропет был не только архитектором русского деревянного зодчества, но и мастером-декоратором, который превращал в шедевр все, к чему прилагал свои талант и творчество. Он создавал театральные афиши и книжные обложки, делал эскизы мебели – все в своем узнаваемом «ропетовском» стиле, виртуозно сочетая элементы из русского средневековья, народной русской вышивки и резьбы по дереву.

Резной шкафчик по проекту И.П. Ропета для хранения сочинений Л.Н.Толстого выполнен в технике резьбы и выжигания портретов по дереву:
деревянный резной шкаф, выполненный по проекту И.П.Ропета резной шкаф-книжица по проекту Ропета предназанчен для хранения сочинений Л.Толстого портреты на резном шкафу по проекту Ропета выполнены в технике выжигания Венчает шкаф деревянная вырезанная скульптура Л.Толстого резные декорации с полочками на шкафу по проекту Ропета резной деревянный элемент в виде льва

Возродится ли "русский стиль" в загородной архитектуре нашего времени?

здание современной архитектуры в стиле деконструктивизма

Минул 19 век - эпоха ностальгического возвращения к русской старине, возрождения русского деревянного зодчества с его неповторимым стилем, с кружевной резьбой и сказочными декорациями. Потом наступил 20-ый век с его бурными событиями, которые отражены в архитектурных направлениях модернизма, конструктивизма, экспрессионизма, постмодернизма, деконструктивизма, рационализма и техно. Сегодняшние мегаполисы 21 века, небольшие города и даже поселки заполонили произведения современной архитектуры, порой очень причудливых форм. Но в них живет урбанистический дух современника: рационального, расчетливого, замкнутого на себе и своих потребностях индивидуума. Нет в современной архитектуре той милой теплоты и душевности, уюта и добропорядочности прежних времен.

современные городские высотки

Многие жители городов, устав от урбанистического ландшафта, от скученности каменных и холодных небоскребов, от суеты и тесноты человеческого муравейника, инстинктивно стремятся быть поближе к естеству, к природе. Теперь уже становится модным переселяться за город. Кто-то живет там постоянно, не покидая пределы своего жилища, работая по удаленке. Кто-то уезжает на целый день в город на заработки и возвращается в свою загородную обитель. Но тот, кто уже обзавелся собственным загородным домом, навряд ли вернется обратно, в тесноту городской квартиры. Потому что уже вкусил образ жизни в тишине, на собственной земле, а не взаперти четырех стен своей квартиры.

деревянный дом в стиле русской архитектуры

В загородной жизни современные архитектурные направления такие, как деконструктивизм или техно, будут абсурдно смотреться в окружающем ландшафте. Многим современникам хочется чего-то гармонирующего с природой, красивого и душевного. Загородный житель в России часто прибегает к выбору традиционного русского стиля: деревянного дома. Кто-то видит свой дом из сруба, стилизованный под русскую избу. А кто-то мечтает построить деревянный дом в виде терема, особенно если знаком с архитектурным творчеством И.П.Ропета. Увидев его шедевры в иллюстрациях, которые никого не оставляют равнодушными, многие захотят себе такой же шедевр на своем загородном участке. А если рассудить - ведь смог же человек крестьянского происхождения из костромской глубинки возвести себе такую красоту, как деревянный Терем в Осташево? А почему же современному человеку, с его современными техническими возможностями не повторить такое же? И тут очень кстати пригодится коллекция иллюстраций с архитектурными шедеврами И.П.Ропета. Возможно ли в наше время повторное возрождение архитектуры в русском стиле?...


деревянный терем в стиле русской архитектуры


Полезные статьи, которые могут пригодиться вам при строительстве будущего деревянного дома или бани:

7 шагов, которые нужно сделать, чтобы построить свой дом с компанией «Чухломская усадьба».
Ваша «дорожная карта» строительства будущего деревянного дома.

Ваши вопросы - наши ответы.

Решили строиться с этой компанией, потому что доверяете рекламе на ТВ?
Почему нельзя доверять некоторым строительным компаниям.

Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого.

Сменил квартиру на собственный дом…
История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.

Лесной терем - памятник деревянного зодчества русской архитектуры XIX века.

Журнал "Мотивы русской архитектуры".





Яндекс.Метрика Protected by Copyscape Online Copyright Search