деревянный терем в русском стиле

На написание этой статьи нас подтолкнул звонок от человека, который захотел построить деревянный дом в «русском стиле» и отметил, что хочет «дикий» сруб. Чем поверг нас в полное недоумение. Будущий застройщик явно перепутал русский стиль деревянных домов с другим. Ибо деревянное зодчество на Руси имело ярко выраженные черты как по экстерьеру, так и по интерьеру жилищ, а еще и в способе строения, рубки сруба, которые не имеют отношения ни к какой «дикости».

Чтобы наши читатели хорошо понимали, что значит «деревянный дом по-русски», мы и решили рассказать об этом.

Общеизвестно, что традиции и культура складываются на основе менталитета народа. Образ мысли, мировосприятие этноса накладывают своеобразный отпечаток на предметы быта, искусства, в том числе и архитектуру.

современное срубовое строение в русском стиле

Деревянное зодчество – это и есть часть культуры русского народа, которая уходит корнями в самую глубину, такую древность, что уже невозможно точно назвать, когда наш народ начал возводить первые срубовые постройки.

Еще в летописи «Повесть временных лет...», относящейся к началу 12 в. упоминается, как славяне рубили города из дерева, но это уже в эпоху христианства на Руси. Но наши предки – восточные славяне, возводили культовые бревенчатые сооружения из срубов еще в дохристианскую эпоху, когда поклонялись духам природы, т.е. в язычестве.

На самом деле, история не сохранила для нас дохристианские религиозные памятники восточных славян по известным идеологическим причинам, когда все, относящее к язычеству, выжигалось «огнем и мечом». Даже у летописцев древней и средневековой Руси вы не встретите упоминания о них: летописцы восхищались мастерством плотников, возводящих деревянные шатровые христианские храмы, а на упоминание языческих у них было табу.

Но иностранные путешественники из Европы и арабских стран того времени оставили воспоминания о культовых деревянных срубовых сооружениях восточных славян в различных письменных источниках и летописях.

читать онлайн Курс истории русской архитектуры М.Красовского

Их воспоминания можно почитать в книге известного знатока русской архитектуры позапрошлого века М.В.Красовского «Курс истории русской архитектуры» в главе V «Исторические сведения о языческих храмах славян».

Там же дается и реконструкция «контыны» - так назывались у восточных славян языческие деревянные храмы, в которых они поклонялись Перуну, Хорсу, Мокоши, Роду и др.

фрагмент из книги М.Красовского История русской архитектуры, раздел о языческих храмах восточных славян

Иностранные путешественники восхищались мастерством наших предков, глядя на причудливые языческие культовые постройки, отмечая их самобытность и затейливость в украшениях, конструкционные особенности, присущие только восточнославянским деревянным строениям.

Сам же автор книги писал, что «...описания путешествий по Руси иноземцев... подтверждают, что наше плотничное искусство представляло собою самобытную, изолированную область, куда посторонние влияния проникали в очень малой степени. Другими словами, принципы этого искусства передавались по наследству из рода в род, причем выработанные с течением времени типы зданий в основе не менялись, а лишь варьировались, совершенствовались и украшались иногда новыми деталями».

рубка сруба из бревна ручной рубки компанией ЧУХЛОМСКАЯ УСАДЬБА

Удивительно, но эти традиции деревянного зодчества сохранились и до наших дней! Истинные плотники 21 века, как и их предки, ревностно хранят основы мастерства, переданные им от отцов и дедов, осторожно относясь к новым внедряемым технологиям в наш цифровой век, сохраняя самобытность и приверженность русскому деревянному зодчеству.

Как пишет М.Красовский, «...русским людям никогда не было чуждо чувство красоты, ...оно руководило ими даже при постройке простой избы...». И первое, что приходит нам на ум, когда представляем себе истинные черты русского срубового дома – это деревянная резьба кружев.

Эти ажурные украшения наличников, карнизов и всех остальных частей избы, терема или усадьбы – исконно русский стиль, который не спутаешь ни с каким другим: ни с европейским, ни с североамериканским, где тоже существуют свои традиции деревянного домостроения.

современный деревянный дом в русском стиле с резьбой
деревянная ажурная резьба на карнизах в деревянном доме в русском стиле
классический деревянный дом-изба в русском стиле

Но это явные, бросающиеся в глаза приметы русского стиля, которые известны даже дилетанту. Но что еще присуще именно русской деревянной архитектуре?

Если присмотреться к таким известным памятникам русского деревянного зодчества, как Кижи и сравнить их с остальными, «гражданскими» постройками прошлого, различными усадьбами, теремами и даже обычными избами, то можно отметить, что все они объединены единым стилем: стремлением к легкости, изяществу, попытки избежать нарочитой грубости даже в простых крестьянских постройках, которые заключаются в скрупулезной обработке бревна и его тщательной подборке.

Кижи - деревянный памятник русской архитектуры, вид с высоты птичьего полета
Кижи - деревянный памятник русской архитектуры
особняк архитектора Хомича в Томске
особняк архитектора Хомича в Томске
деревянный терем в Погорелово Костромской области
деревянный терем в Погорелово
Костромской области

У русского плотника в дело шло только качественное, хорошо обработанное бревно, мастера избегали тяжеловесных, массивных бревен. Древние умельцы хорошо знали свойства дерева, о его низкой теплопроводности, поэтому для изготовления сруба, для сохранности тепла в доме не требовалось громоздких стен, отнимающих лишнюю площадь в жилище и утяжеляющих работу при сборке сруба.

северный тип русской избы, напоминающий по виду скандинавское шале

Не все знают, что существуют разные виды рубки срубов: скандинавская, норвежская, канадская и отдельный вид – русская, которая отличается от остальных и специалисты всегда определят, где дом из сруба, собранный, например, из скандинавской, а где из русской рубки.

Традиции русского деревянного домостроения несколько отличались по форме и виду у русских и малороссов, живущих в малолесных и степных регионов (описание этих различий дается в книге М.Красовского), и у русских, живущих севернее, где было обилие строительного леса. У северян дома даже чем-то напоминали скандинавские шале. Но технология рубки по всей территории России у восточных славян была едина – русская рубка.

красный мох - межвенцовый утеплитель в срубе

Русская рубка подразумевает под собой особую форму вырубки замков в торцах сруба, способа стыковки бревен в венцах и утеплении. Русские плотники собирали свои срубы на красный мох – удивительный по своим сохранным качествам межвенцовый утеплитель.

архитектурный проект главного фасада Русского отдела Всемирной выставки И.П.Ропета, иллюстрация из журнала 19 века

Особенность конструкций, архитектурных деталей, кружевная резьба – это то, что видно невооруженным взглядом и отличает ту «самобытную оригинальность» русского стиля, который, можно сказать, «канонизировал» российский архитектор 19-го века И.П.Ропет в своих работах и выставочных образцах, о которых писали его современники.

деревянный терем в стиле русской архитектуры

Русский стиль деревянных домов был на пике моды у нас в стране во второй половине 19-го и в начале 20-го века. С его образцами мы можем познакомиться как в сохранившихся рисунках и чертежах, так и в строениях, которые стоят до сих пор. Именно они дают нам представление, что такое деревянные дома в русском стиле.

Но, как говорил еще один знаток и исследователь русского деревянного зодчества, живший уже в 20 веке - А.В.Ополовников в своей книге «Избяная литургия», «русский народ родом из русской избы». Это значит, что сутью всего русского стиля, его сохранения и передачи из поколения в поколения с неизменяемыми основами послужила обычная крестьянская изба, которые сотнями и тысячами стояли и стоят до сих пор на бескрайних просторах нашей Руси-матушки.

простая крестьянская изба

Избы на Руси были разными: от простых и лаконичных по архитектуре домов бедного крестьянина до франтовато-приукрашенных хором купца какой-нибудь гильдии, но их все объединяло то, что они были срублены по одним и тем же правилам и сводам русского деревянного зодчества способом русской рубки, основой которой был сруб.

деревянный терем в Осташово Костромской области

Чем богаче хозяин владения, тем роскошнее он украшал свой дом-избу, которая именовалась уже теремом или усадьбой. Если у крестьянина-бедняка это была обычная изба-пятистенка с русской печкой – сердцем дома, то у зажиточного владельца деревянные хоромы богаты разнообразием архитектурных форм. Кроме основного отапливаемого помещения с горницами, светелками и палатами, были и неотапливаемые клети с подклетями, гульбищами – открытыми помещениями, которые теперь мы называем галереями, террасами и балконами, рундуками и обламами – прототипами современных эркеров и ризалитов.

Вернемся теперь к «нашим баранам»: к вопросу, с которого начиналась эта статья – человеку понадобился «дикий» сруб и он, почему-то, решил, что это каким-то образом относится к «деревянным домам в русском стиле».

дом из дикого сруба

Но что такое «дикий сруб»? Это некий ультрамодерн, фэшн – нарочито грубоватая, громоздкая стилизация под деревню, не имеющая никакой национальной или географической привязки, но по исполнению ближе к североамериканскому или канадскому деревянному срубовому строению, но не к русскому.

Русские зодчие старались избегать грубых и тяжелых конструкций, сглаживая детали и формы, придавая им внешнюю легкость и аккуратность. Например, в т.н. «диком» срубе допустимы комели в бревне неровной, несуразной формы, выступающие вразнобой в выпусках сруба, даже с торчащими корнями и плохо окоренными стволами.

У русских зодчих подобный «эстетический» подход не практиковался. Даже самый плохонький плотник старался подбирать бревна без большого разбега между комелем и вершинкой, ошкуривать бревно до белизны и выбирать ровное дерево среднего диаметра. Недаром костромские плотники всегда гордились своим строительным «корабельным» длинномерным лесом, отличным стройматериалом и для судоверфей Петра Первого, и для возведения домов.

подборка леса в диком срубе на углах, в местах стыковки сруба

Дом из «дикого сруба» выглядит массивным, даже неуклюжим, неопрятным, подчеркнуто в небрежном исполнении. «Дикий сруб» - это эклектика из разных времен и стилей. Это ближе к современному представлению о «прекрасном», странное стремление к «натуральному», по какому-то недоразумению выражающимся именно в таких формах...

современная урбанистика

Не будем осуждать тех, кому может приглянуться такой тип строений. В 21 веке многое переворачивается с ног на голову – в том, что считалось некрасивым или недопустимым раньше, в наше время некоторые видят особую эстетику и даже элитарность. Достаточно посмотреть на причудливые образцы урбанистики нынешнего века и вздохнуть с облегчением, что на большее, чем «дикий сруб», современные мастера деревянного домостроения с «альтернативным чувством прекрасного» не способны.

дом из бруса по проекту ЛЕСНЫЕ ПРУДЫ, построенный компанией ЧУХЛОМСКАЯ УСАДЬБА

В нашей компании «Чухломская усадьба» придерживаются традиционных норм и правил деревянного зодчества, которые уходят корнями к незапамятным временам наших предков. Мы строим как дома из бревна ручной рубки в русском стиле, так и современные дома из бруса и оцилиндрованного бревна. Но во всех наших строениях прослеживается единый подход к работе с деревом, основанным на опыте предков.

в строительной компании ЧУХЛОМСКАЯ УСАДЬБА срубы собираются только на деревянные нагели

Как и прежде, коробки срубов – будь-то бревенчатый дом или брусовой, собираются неизменно без единого гвоздя, под естественную усадку. Это значит, что «сшиваются» венцы деревянными нагелями, благодаря которым и происходит естественная усадка. В отличие от новодела с различными металлическими крепежами, которым, в лучшем случае, требуется принудительная усадка, а в худшем – если сруб на гвоздях, то вообще не происходит никакой усадки и венцы виснут на гвоздях.

половые балки врезаются в брус

Половые и потолочные балки у нас врезаются в древесину и надежно стоят там без дополнительных металлических креплений. А стены крепятся «в ройку» - специальные пазы, которые удерживают бревна и брусья, не давая смещаться им в стороны.

Все-таки, у настоящих, потомственных плотников сохранилась характерная именно для русских традиций тяга к постоянству форм и технологий, проверенных временем и осторожное отношение к современным технологиям и материалам.

дом из бруса 8х8 м по проекту КОВЧЕГ от СК ЧУХЛОМСКАЯ УСАДЬБА

Как писал знаток русской деревянной архитектуры М.Красовский, «...зодчество каждого народа всегда находится в тесной связи с географическими условиями этих мест...». Исконно русское зодчество – это деревянное домостроение. Именно наш народ был основоположником одного из стилей деревянного зодчества, создавал правила и формы, диктовал особую моду в архитектуре. Благодаря характерной традиционности этот стиль сохранился и до наших дней, прослеживаясь во всех малоэтажных деревянных постройках.

Статьи на нашем сайте, которые могут быть полезны и интересны вам: