Отходничество на Руси существовало еще с феодальных времен и в период начала становления капитализма. С конца 17 века крестьяне покидали свои дома в деревне и уходили на заработки в города, где начинала развиваться промышленность. Во второй половине 19 века, когда была проведена Крестьянская реформа 1861-го года, число крестьян-отходников резко увеличилось. Происходило резкое обезземеливание крестьян, увеличивался рост новых, рыночных капиталистических отношений, происходило активное разделение труда и народ, особенно мужское его население, тянулся из дальних деревень, с обжитых мест, в крупные города на заработки.
История сохранила имена отходников, которые весьма преуспели в своем деле. Одним из них был житель д. Починок Галичского уезда (ныне Чухломского района) Всеволод Иванович Яковлев, который родился в 1884 году в крестьянской семье и с 12 лет ездил с отцом на заработки в Санкт-Петербург. Работая в подмастерьях, он проявил свои способности по отделке залов Адмиралтейства. Его способности и исполнительность заприметил архитектор А.Хренов и назначил помощником по контролю за исполнением работ. Одновременно способный молодой человек поступил учиться в Рисовальную школу Императорского общества Поощрения художеств. По окончании школы В.И. Яковлев, сын крестьянина-отходника, занимался копированием фресок в Софийском соборе, а после революции 17 года был назначен главным хранителем Царскосельского и Павловского парков, одновременно занимаясь организацией музейного дела. В дальнейшем бывший отходник-крестьянин становится преподавателем в училище им. Мухиной в Ленинграде, Академии искусств, а после войны создает памятники, которые установлены в Ленинграде: Чернышевскому, Грибоедову, Пушкину…
В целом, отходничество имело положительное влияние на жизнь крестьян из глубинки. Пожив далеко за пределами своей деревеньки, крестьянин-отходник менял жизнь своей семьи, своего окружения. Они касались всего: крестьянин-отходник вел более трезвый образ жизни, насмотревшись на «городскую моду», привносил изменения в быт и устройство своего дома, даже в чем-то ломал застывшие традиции быта глубинки.
В свой дом отходники-крестьяне везли с заработков из города диковинные для деревни предметы быта: самовары, граммофоны, лампы-керосинки, предметы мебели. Да и одевался отходник иначе, чем крестьяне-земляки, его вид был более «городской», одежда более дорогой. Уровень грамотности и культуры у крестьянина, занимавшегося отхожим промыслом, был выше, чем у его земляков, занимавшихся только сельским хозяйством и никуда не выезжавшим. Для девушек из глубинки выйти замуж за парня-отходника считалось большой удачей. Связывая узы с таким мужчиной, она даже повышала свой социальный статус.
В советское время традиции отхожего промысла в Чухломе почти угасли. В районе, как и во всей стране, кипела жизнь. Открывались новые колхозы и совхозы на селе, крестьяне поголовно были привлечены к работе в пределах своего места жительства, своей деревни или села. В самой Чухломе работало несколько производств, лесопромышленных предприятий, все население района было занято и трудоустроено, некому было подаваться на заработки в большие города, в столицы, только молодежь ехала на учебу в Кострому, Москву, Ленинград. Некоторые оставались в больших городах, некоторым было больше по душе жизнь в маленькой и провинциальной Чухломе и они возвращались назад.
Интересные статьи о строительстве деревянных домов:
- 7 шагов, которые нужно сделать, чтобы построить свой дом с компанией «Чухломская усадьба». Ваша «дорожная карта» строительства будущего деревянного дома.
- Ваши вопросы - наши ответы.
- Решили строиться с этой компанией, потому что доверяете рекламе на ТВ? Почему нельзя доверять некоторым строительным компаниям.
- Лесной терем - памятник деревянного зодчества русской архитектуры XIX века.
- К истокам... Русская изба.
- Для строительства деревянного дома нужны умелые и опытные плотники.
- Как построить дом во время кризиса?
- Построить деревянный дом: какой выбрать – дом из бруса или дом из бревна?
- Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого.