Продолжение см. на  следующей стр...»  Окончание см. на  этой стр...» 

1.До XVII века основным видом строительства на Руси были деревянные постройки.
Изображение

На Руси испокон веков, вплоть до XVII века, основными видами строительства были деревянные постройки: от простых хозяйственных помещений и крестьянских изб до богатых царских дворцов. Основой всех строений был сруб – что в крестьянских постройках, что в царских.

Сруб – это четырехсторонняя «коробка» из уложенных в ряды (венцы) горизонтальных бревен.

Чаще всего крестьянские постройки состояли из одного, реже двух срубов, пристроенных или надстроенных над основным. В деревянных постройках зажиточных и статусных граждан Руси прошлых веков присутствовали более замысловатые архитектурные решения со сложными конструкциями и дополнительными придворовыми постройками и устройствами придомовых территорий.

У нас в стране есть как сохранившиеся, так и воссозданные памятники архитектуры деревянного зодчества. Деревянные шедевры допетровской эпохи сохранили исконно русский стиль, а деревянные постройки эпохи более поздних времен, которые строили как русские, так и иностранные архитекторы, привносили европейский стиль в деревянную архитектуру Российской Империи.

2.Воссозданный деревянный Коломенский Дворец царя Алексея Михайловича.
Изображение

Великолепное произведение деревянной архитектуры допетровской эпохи, которое пользуется особой популярностью у современных посетителей - воссозданный Коломенский дворец , памятник деревянной архитектуры XVII века.

Изображение

Этот дворец еще называют Дворцом царя Алексея Михайловича. Это чудесное место в подмосковном селе Коломенское облюбовал еще царь Василий III. Он возвел шатровую церковь на этом месте, в это же время там уже существовали царские хоромы, позже Иван Грозный отмечал в Коломенском свои именины . На Руси была такая традиция - в полюбившемся месте отстраивать новые строения взаместо старых. Таким образом, уже царь Михаил Федорович на месте старых хором построил новые в 1640 году. Молодой царь Алексей Михайлович приезжал в Коломенское на охоту, а потом принял решение возвести другие хоромы на этой земле, на свой манер. Вот откуда берет свое начало знаменитый Коломенский дворец.

Изображение

В 1650 году были построены хоромы царя Алексея Михайловича. В 1657 пристроены новые площади в виду того, что семья правителя Руси увеличивалась, рождались дети и требовалось увеличение жилплощади царской семье. В 1667 году завершился основной этап возведения царских чертог.

Изображение

Строили дворец плотничий староста (по-нынешнему бригадир плотников) Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Построенные хоромы украшали резьбой, из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки и росписи царских чертог. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и потолки по грунтовым холстам. Часовой мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов. Иностранцы, посещавшие в то время Дворец Алексея Михайловича, называли его «восьмым чудом света» - настолько красив был деревянный дворец.

Изображение

После смерти царя Алексея Михайловича дворец перестраивался его потомками: перестраивали повалушу (столовую) под руководством крестьянина-плотника Сеньки Дементьева, которая соединялась новыми сенями с основными хоромами деревянного дворца. Перед сенями выстроили золоченые ворота, названные «передними». Последний ремонт Коломенского дворца был в 1684 году, когда были обновлены росписи и краска зеленой кровли, передние ворота были украшены железом и английским оловом.

Изображение

Далее дворец стоял заброшенным и редко посещался. В первой половине XVIII века Анна Иоанновна велела держать его в «добром призрении», но указы царицы по содержанию дворца практически не выполнялись. Затем уже другая царица - Екатерина II посетила деревянный дворец и тоже решила его возродить, но так и не довела дело до конца. В итоге, старые стены во дворце начали обрушаться и было решено разобрать его, а место очистить. Была лишь выполнена копия в виде деревянной модели Коломенского дворца, которая хранится музее-заповеднике. Когда дворец был разобран - историкам доподлинно неизвестно.

Изображение

Идея воссоздания Коломенского дворца возникла в 90-е годы и поддержана правительством Москвы. Нынешняя копия Дворца Алексея Михайловича была воссоздана в натуральную величину по макету и чертежам времен Екатерины II, была перенесена на территорию бывшей деревни Дьяковское и находится по адресу: Москва, 2-я улица Дьяково Городище. 4 сентября 2010 года, бывший в то время мэр Ю. Лужков, открыл воссозданный Дворец Царя Алексея Михайловича.

3.Путевой деревянный Дворец Петра I в Стрельне.
Изображение

Единственным, сохранившимся до наших времен деревянным дворцом из прошлых веков, считается Путевой Дворец Петра I в Стрельне – небольшое деревянное строение петровской эпохи. Этот бело-желтый деревянный дворец является типичным для архитектуры того времени. Это довольно скромное для императорского статуса сооружение, в котором Петр Великий часто останавливался во время поездок в Кронштадт, Петергоф и Ориенбаум.

Строительство императорской деревянной усадьбы началось в 1711 году. Автор проекта неизвестен. В то время император дал распоряжение о строительстве «пары изб для приезда», с этим указом и связано начало истории деревянного дворца. В скромных Петровских чертогах было построено два зала и восемь комнат, внутреннее убранство которых было достаточно аскетичным: были лишь печи с изразцами, картины и зеркала.

Изображение

Первоначальное строительство Петровского имения закончилось к 1716 году, а в 1719-20 гг. дворец перестраивали по распоряжению императора: к нему пристроили мыльню (баню) со светлицей и мезонин. Стены внутри здания обивались холстом и белились, а потом декорировались шпалерами и были расписаны картинами и узорами. В то же время был сооружен балкон на колоннах. Дворец имел красную крышу и желтые с белыми деталями стены снаружи. Такой П-образный план дома с мыльней и светлицей сохранился вплоть до следующей перестройки.

Изображение

В 1750 году, при руководстве архитектора Растрелли, деревянный дворец пережил капитальную перестройку: он был полностью разобран, но изменению не подвергался, а вновь собран по прежнему плану. О чем в своих отчетах и написал Растрелли: «…построил в мызе Стрельна деревянное здание, вблизи большой мельницы, где император Петр Великий, ценя приятное расположение местности, некогда построил маленький дом. Дабы почтить это место, императрица приказала разбить там прекраснейший сад с дворцом, который я и выполнил. Он служит и сейчас для жительства двора в тех случаях, когда приходится следовать по Петергофской дороге при отправлении Ее Величества на охоту или возвращения с таковой».

Изображение

В 1786 году Петровский деревянный дворец передали во владение военному ведомству, в нем разместили госпиталь. Вся местность вокруг дворца стала называться «Больничная горка».

Изображение

В 1834-1840гг. под управлением архитектора Мейера дворец, который изрядно обветшал, вновь был перестроен: обновили стены, а гонтовую крышу (из древесной черепицы, по-народному – дранку) заменили на более современную и прочную из листового железа. Строительство велось вновь без архитектурных изменений, план Петровского дворца сберегли в прежнем виде.

Изображение

В таком же виде он сохранился и до наших времен. После революции во дворце разместили роддом. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено, но стены уцелели. В 1951 году началась реставрация бывшего дворца. В архивах удалось найти чертеж ученика Растрелли – Волкова, на котором был изображен чертеж фасада Стрельнинского деревянного дворца, что помогло восстановить дворец в его прежнем виде. По завершении реставрации в 1952 году в нем открыли детский сад.

В 1987 году усадьба с деревянным дворцом была передана музею-заповеднику «Петергоф». Вновь музей открылся в 1999 году после реставрации и стал доступен для посетителей. Деревянный дворец Петра I находится под охраной государства, как один из редких, сохранившихся до наших дней памятников деревянного зодчества русской архитектуры начала XVIII века.

4.Деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны.
Изображение

Еще одной известной деревянной дворцовой постройкой был Летний дворец Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны. Это было первое сооружение, которое заказала Елизавета знаменитому русскому архитектору итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Он создавал шедевры архитектуры деревянного русского барокко, отражающие идеи торжества и могущества Российской Империи, ставшей к тому времени одной из сильнейших держав мира.

Изображение

К сожалению, этот памятник деревянного барокко не сохранился до наших дней, на его месте сейчас стоит Михайловский замок. Сегодня мы можем любоваться этим шедевром деревянного зодчества архитектора Растрелли лишь на картинах и гравюрах.

Это был великолепный деревянный дворец на каменном основании, щедро декорированный резьбой и скульптурой.

Изображение

Цокольный каменный этаж был серого цвета, а второй деревянный этаж выкрасили в светло-розовый. Во дворце имелось два фасада: основной был направлен к Мойке, в сторону Летнего сада, а другой в сторону «Невской першпективы». На территорию дворца вход был через кованые ажурные решетки широких ворот, украшенных позолоченными орлами. Растрелли так описывал Летний дворец императрицы: «Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Все было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно, как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами…». Царица очень любила свою роскошную летнюю резиденцию: ежегодно, в апреле-мае она со всей свитой переезжала в Летний дворец и проводила там все свое время, а переезжала обратно, в Зимний дворец, только в конце сентября.

5.Временный Зимний деревянный дворец Елизаветы Петровны.

В управлении царицы был и Зимний временный деревянный дворец по проекту Растрелли. Его начали строить весной 1755 года, а осенью Елизавета Петровна уже въехала в него. Вот как описывает деревянный дворец сам архитектор Растрелли: «Я построил большой деревянный дворец для зимней резиденции е.и.в. впредь до окончания каменного дворца, поскольку старый дворец, построенный по приказанию императрицы Анны, был снесен для того, чтобы там ставить новый.

Изображение

Это здание состоит более чем из 156 комнат, с каменными погребами, с большой галереей в середине фасада, выходящего прямо на большой проспект… Оно было закончено и обставлено в течение 7 месяцев. Все парадные апартаменты, приемные, Тронный зал, галерея и прочие были украшены лепным позолоченным орнаментом и несколькими плафонами, помещенных в главных апартаментах».

Изображение

Этот проект Растрелли разработал как одноэтажный с двусветной галереей, компактный, прямоугольный в плане дворец, где длинный одноэтажный фасад в центре украшен портиком с четырьмя сдвоенными колоннами и с треугольным фронтоном, декорированным статуями. Деревянный дворец был рассчитан на временное проживание императрицы на тот период, пока по проекту этого же архитектора возводился нынешний каменный Зимний дворец на берегу Невы.

Изображение

Дворец был одноэтажный, но сказочной красоты. Он не возвышался, а простирался по огромной площади, где главный фасад тянулся от угла Малой Морской улицы до Мойки. Трудно было вообразить, что это всего лишь временное жилье для царицы. В центральной части здания располагалось его главное помещение – двусветное помещение галереи высотой десять метров. Жилые и парадные помещения группировались вокруг главного и двух внутренних дворов. Ворота парадного двора вели к Тронному залу. Вдоль главного фасада тянулась торжественная анфилада. Главный фасад деревянного одноэтажного временного Зимнего дворца с 52 окнами, украшенный оригинальными лепными наличникам, выходил на Невскую перспективу и простирался на 200 метров. Второй фасад здания заворачивался «глаголем» вдоль правого берега Мойки. Согласно плану, деревянный дворец возводился из бруса на каменных погребах.

Изображение

До нашего времени не обнаружены и, возможно, навсегда утеряны чертежи отделки и подробные описания интерьеров Зимнего временного деревянного дворца. Известно лишь, что в Тронном зале, Светлой галерее, аудиенц-камере и опочивальне были полы «штучные, набранные дубом, орехом и кленом» и разноцветные потолки украшали живописные плафоны, кроме того, в Светлой галерее были двадцать «живописных картин в посеребренных рамах».

Императрица Елизавета Петровна скончалась в этом Зимнем деревянном дворце на Невском 25 декабря 1761г. После кончины деревянные хоромы императрицы опустели, начали ветшать и разрушаться, его части раздаривались придворным и разворовывались. Один флигель дворца перевезли в Красное Село.

Деревянные усадьбы Москвы и Московской области.

Кроме царских хором, на Руси сохранились до наших времен и многочисленные деревянные усадьбы и поместья с прошлых веков. Особы, приближенные к царям и императорам, строили роскошные каменные палаты, почти не уступавшие в своей отделке и обрамлении царским. Но и разночинный люд тоже не отказывал себе в удовольствии жить красиво. Состоятельные и зажиточные граждане Российской Империи возводили прекрасные деревянные усадьбы - это были и дворяне, и помещики и даже зажиточные крестьяне.

Усадьба открывала большие возможности для проявления личных вкусов и творческих предпочтений их владельцев в архитектуре деревянного дома, разбивке садов и парков, создании художественных и научных коллекций библиотек, в собирании фамильных архивов.

1.Деревянный дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье.
Изображение

До наших времен сохранилось множество деревянных особняков и усадеб, которые ныне имеют статус музеев и охраняются государством. Например, дом-музей А.Н. Островского в Замоскворечье – памятник деревянной архитектуры 20-х годов XIX века. Он располагается в одном из редких мест нынешней Москвы, где сохранились обаяние и уют старинного быта.

Драматург А.Н. Островский - потомственный дворянин во втором поколении, родился в этом деревянном доме. 

Изображение

В 1984 г. в этой усадьбе был открыт государственный музей, комнаты которого хранят память о нашем знаменитом соотечественнике, а также атмосферу спокойной, размеренной жизни позапрошлого века. Экспозиция первого этажа деревянной усадьбы Островского состоит из кабинета, спальни и Красной гостиной. Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведет на второй этаж, где оказываешься как бы в старой Москве, где на гравюрах и картинах того времени сохранены облики Москвы почти двухвековой давности.

О загородной летней деревянной резиденции известного драматурга и писателя, где любил бывать и писать свои замечательные произведения А.Н.Островский, «родине Снегурочки» в Костромской области, читайте далее, в другом разделе «Деревянные усадьбы и терема Костромской области».

2.Деревянная усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке.
Изображение

На Большой Ордынке в Москве находится двухэтажный дом с мезонином в стиле ампир. Этот особняк состоит из двух частей: на цокольном каменном этаже расположен сруб деревянного дома, характерной особенностью которого является не только высота мезонина, завершенного фронтоном, но и размещение окон в арочных нишах и портик, поддерживаемый четырьмя полуколоннами. Эта деревянная усадьба построена неизвестным архитектором в начале XIX века, выдержала нашествие Наполеона в 1812 году и не сгорела при пожаре, когда русские войска оставили Москву. Это одна из немногих сохранившихся деревянных построек, типичных для позапрошлого века, которыми когда-то в изобилии были усыпаны улицы Москвы. Здание признано культурным объектом федерального значения. В настоящее время в городской усадьбе Арсеньевых располагается уютный ресторан.

3.Деревянный дом-музей Лермонтова на Малой Молчановке.
Изображение

С именем Арсеньевых связан и нынешний дом-музей на Малой Молчановке. В этом деревянном одноэтажном особняке когда-то жил Лермонтов со своей бабушкой Е.А.Арсеньевой до своего отъезда в Петербург. Деревянный дом из сруба в стиле ампир был построен после известного пожара 1812 года купцом Черновым. Бабушка с маленьким внуком, будущим русским поэтом Лермонтовым, арендовала этот дом. После Лермонтова этот деревянный особняк множество раз менял своих собственников и жильцов, перестраивался, в советские годы прошел судьбу коммуналки. В 1954 году на доме впервые появилась памятная табличка с надписью о том, что в этом доме «жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов», а в 1979 году здесь был учрежден Дом-музей Лермонтова как филиал Гослитмузея. В 1981 году этот деревянный особняк открыл свои двери для посетителей, в котором старательно поддерживают уютную атмосферу, свойственную старым домам Старого Арбата.

4.Деревянный дом-музей Паустовского – «Серая дача» в Кузьминках.
Изображение

Музей Паустовского в Кузьминках располагается в памятнике архитектуры XVIII века, во «Флигеле садовника» усадьбы Влахернское-Кузьминки 1798 года. Это здание было построено для усадебного садовника и сохранилось под названием «Флигель садовника». С середины XIX века этот деревянный флигель сдавался горожанам под дачу на сезон и приобрел другое историческое название – «Серая дача», по цвету окраски фасада, который сохраняется до настоящего времени.

Этот старинный деревянный дом с мезонином затерян в лесном массиве Кузьминского парка. Паустовский в этом доме никогда не жил, но по инициативе группы энтузиастов и любителей творчества Паустовского, в этом доме на «Серой даче» в 1975 году был открыт музей К.Г.Паустовского.

5.Дом Сытина в Сытинском переулке.
Изображение

В Сытинском переулке стоит деревянный дом начала XVII века на каменном фундаменте, принадлежащий капралу Измайловского полка Андрею Сытину. Переулок, в котором стоит дом, назван по фамилии его владельца. Деревянный особняк Сытина был построен в 1806 году и чудом уцелел при пожаре 1812 года. Эта деревянная усадьба является памятником зрелого классицизма. Здание богато украшено, но даже колонны и детали экстерьера в нем являются полностью деревянными. Композиция дома традиционная для XVIII века: парадная анфилада комнат вдоль главного фасада и антресоли со стороны двора. По бокам дома были пристроены два флигеля, из которых сохранился только один. После революции 1917 года дом занимали общественные и партийные организации, позже он был передан под коммунальное жилье. В 1980 году жильцов расселили, а само здание отреставрировали с сохранением исторического облика. Сегодня Сытинский особняк вновь находится в аварийном состоянии, часть убранств утрачена…

Продолжение см. на следующей стр...» Окончание см. на этой стр...» 

Другие интересные и полезные статьи о деревянных домах и их строительстве:

Остались вопросы?